В процессе обсуждения с
pustota-2009 поста о возможных последствиях падения цены нефть, мы в качестве примера обратили внимание на последний кризис. Один из моих тезисов сводится к тому, что пример этот не очень хорош, так как падение было усугублено целым рядом обстоятельств (кроме снижения цен на нефть), одно из которых неудачная политика ЦБР — когда все снижали ставки и расширяли денежное предложение, наш ЦБ допустил существенный рост ставок и сокращение денежной базы.
На основе прошлых данных я решил построить простенькую модель зависимости ВВП от денежной базы и рассмотреть какой-нибудь альтернативный сценарий, в котором ЦБР не сжимает денежное предложение. Можно рассмотреть множество вариантов (например, ФРС увеличило денежную базу ~2,5 раза), но я решил остановиться на варианте стабильного годового роста с 4 квартала 2008 года с выходом в конце 2010 года на фактически достигнутый уровень денежной базы.
Если посмотреть на график годового прироста, то видно, что в альтернативном сценарии заложен достаточно консервативный рост денежной базы, если сравнивать с темпами характерными для 2006-2007 гг.
Что же показывает модельный расчет — кризис, есть кризис, и ВВП упал бы, но раза в два слабее, чем это было фактически:
- В первом квартале 2009 года на 4,2% против 9,8%;
- Во втором квартале 2009 года на 4,8% против 11,7%;
- В третьем квартале 2009 года на 2,4% против 9,0%;
- В четвертом квартале 2009 года возобновился бы рост, хотя по факту произошло падение на 3,0%.
Так же на примере засухи можно отметить, что альтернативный сценарий предполагает достаточно жесткую монетарную политику, которая привела бы к падению ВВП прошлым летом. Так что в каком-то смысле я подыгрываю ЦБР, и принципе кризис можно было пройти еще спокойнее.
Если посмотреть на абсолютное значение ВВП, нормированное по последнему докризисному году, то видно, что экономика еще не достигла уровня альтернативного сценария.
Пиковые отклонения от альтернативного сценария характерны для 3 квартала 2009 года, после чего разрыв стал сокращаться. И в целом за прошедшее с начала кризиса время благодаря сокращению денежного предложения было потеряно около 8-9% от ВВП 2007 года.